Не только кендо. Часть 3
КЕНДО И НАГИНАТА ДОДЗЁ КАМИНАРИКАН
Ōсенсей – Анна Брагина
Кантоку – Андрей Брагин
“Праздный вечерний разговор об атараси нагината в нашем додзё”
“Йокосо! Добро пожаловать к нам в додзё!” Этими словами мы обычно встречаем всех начинающих, кто волею судеб решил начать свой путь кендо и нагината в стенах нашего додзё. Об искусстве владения нагината на просторах постсоветского пространства мало кому известно. Это факт. Если кендо ещё как- то соприкасается с интересами публики: желание стать самураем, джедаем, махать катаной, просмотр аниме и дзидай-геки, виабу и прочее, то нагината – это до сих пор малопопулярное будо, даже в Японии.
Виной тому, я считаю, тот факт, что в определённую веху нагината стала ура-дзюцу, то есть скрытым искусством, ибо женщины не выставляли свои занятия на показ, а мужчинам периода Сакоку длинный меч был ни к чему. В конце концов, основные направления нагинатадзюцу возглавили женщины, что повлияло на зону влияния будо в Японии – женские учебные заведения. Так и повелось. Женщины, как известно, отягощены своими заботами – “женскими вадза”; семейный очаг превыше всего, поэтому рассчитывать на продолжительные занятия без перерывов не приходится, что ещё сокращает численность искусных будока. Я думаю, стоит сделать небольшое отступление для читателя о том, что же такое атараси нагината.
НАГИНАТА — или атараси нагината [современная нагината] 「新时薙刀」, современное японское боевое искусство фехтования на бамбуковых глефах, которое сохранило техники традиционных школ фехтования нагината, корю нагинатадзюцу [старые школы фехтования], от древности до сегодняшнего дня. В нагината существует система кю/дан, максимальным является 5 дан, но нет поясов или видимых знаков отличий, форма одинакова для всех – кейкоги белого цвета и хакама тёмно-синего цвета, защитное снаряжение: мен [шлем], коте [перчатки], до [кираса], таре [набедренная юбка] и суне-ате [поножи]. Поединки проводятся на полной скорости и в полную силу с использованием сиай-нагината [нагината с бамбуковым лезвием]. Для практики ката используется ката-нагината [деревянная нагината].
Нагината [оружие] выглядела как меч, присоединенный к концу длинной палки и использовалась для того, чтобы рубить врагов, находящихся на расстоянии. Изначально являлось грозным оружием на поле брани, которым, в виду большого веса и габаритов, могли пользоваться только самые искусные воины- мужчины. Но с началом использования огнестрельного оружия, нагината перестала быть эффективным оружием и начала использоваться, в первую очередь, священниками. Через некоторое время нагината стала единственным боевым искусством, которое могли бы изучать женщины. Делая акцент на этикете, это был способ воспитания характера и моральных качеств.
На протяжении периода Эдо нагинату использовали жены и дочери самураев не только как оружие для самозащиты, но и как метод тренировок в нравственном воспитании. Нагинату начали украшать, рукоятку покрывали золотом и лакировали и она превратилась в незаменимый элемент их приданого. В течение этого периода выросло количество школ нагинатадзюцу и каждая из них имела свой особый стиль и техники. Примечательны несколько рюха, сохранившиеся до наших дней, в практикуме которых полноценно присутствует нагината. Йосин-рю, Тендо-рю и Дзикисинкаге-рю (на самом деле, несмотря на заявления представителей рюха, это Рюго-рю, и нагината там – это длинный синай, но это отдельная история) — считается, что именно эти школы повлияли на создание обобщённого учения нагината к началу эпохи Сёва. В это время нагината обрела название нагината-до 「薙刀道」 и практиковалась уже как средство развития характера, а не как воинское искусство, чему способствовало введение её изучения в программу общеобразовательных школ для девочек в просветительских целях.
После поражения Японии во Второй мировой войне оккупационное правительство запретило обучение любому фехтованию как содействующему распространению японского национализма. Запрет продлился до 1952 года, приведя к созданию Всеяпонской федерация нагината — Зен Нихон Нагината Ренмей 「全日本なぎなた連盟」, в 1955 году. В этот момент практика нагината разделилась на два направления: корю нагината [классическая нагината] 「古流薙刀」, и атараси нагината [современная нагината] 「新しいなぎなた」.
Несмотря на различия между этими направлениями, у них общие основы и традиции, так как в настоящее время нагината – стандартизованная комбинация всех старых стилей. Несмотря на то, что сейчас в атараси нагината присутствует спортивная составляющая, это все еще является будо, которое могут изучать на протяжении всей жизни как молодежь, так и взрослые люди. Этот подход закреплен в концепции изучения нагината – это не только средство для физического совершенствования, но также и способ, посредством которого человек пытается улучшить себя.
Знакомства с будо, думаю, достаточно. Итак, возвращаясь к нагината у нас в КАМИНАРИКАН. Мы с Аней открыли додзё почти пять лет назад. Это было в сентябре 2018 года. Важно рассказать, что предшествовало этому.
Весной 2014 года Аня поехала на семинар Суми Масатаке сенсея в Ростов-на- Дону. Чемпионат Юга России тогда не проводился, поэтому на семинар было достаточно времени. Вместе с Суми Масатаке сенсеем в Ростов приехала его жена – Суми Каору нагината ханси. Помимо показательного иссю-дзиай между супругами сенсеями, привлекшего внимание некоторых кендо-кенси, Каору сенсей провела маленькое знакомство с атараси-нагината. Аня поехала на кендо, так как её тогда это больше интересовало, но на на знакомство с нагинатой сходила, составив компанию некоторым знакомым кендо-леди.
Познакомившись уже с традиционным стилем преподавания в нагината, понимаешь почему Ане это тогда показалось не “её будо”. Было много новых, непонятных терминов. Новые движения, махи и удары. В довесок это все объяснялось “на лету”, то есть повторяешь, а объяснения и вопросы потом. Не зацепило тогда. Да и не с кем было бы заниматься, ведь “настоящие” кендо-кенси смотрят на нагинату, как на “женское будо”, с высока. Сейчас, узнав историю и традиции, понимаешь из-за чего это всё, и почему подход как в атараси нагината навсегда утерян в кендо...
Андрей увидел, что такое нагинатадзюцу ещё в далёком 2008 году в Катори Синто- рю. Сама рюха не пришлась по душе, поэтому до реального взаимодействия с нагинатой не дошло. Но память осталась. Помимо этого, в практике сидзан-но- тамесигири нагината это большая редкость, у нас вообще не припомню настоящего тамесигири нагинатой, поэтому это было (и пока остается) целью. Не говоря уже о добавлении в личную коллекцию о-нагината или ко-нагината. Все знают, что изначально самурай – это конный лучник, потом в обиход орудий боя вошли копьё и нагината, и только напоследок оставался меч. Кюдо в современном виде – это будо для людей определённого толка. Я до этого не дошёл, поэтому для меня нагината – это своего рода квинтэссенция буси. Атараси нагината же я увидел как- то на семинаре FKA в Санкт-Петербурге. Тогда Даша Литунеко объясняла Роману Орлову из Норильска ката из комплекса сикаке-одзи. Мне показалось – вот оно, нашёл! Хотя и Даша настойчиво агитировала, я отложил эту идею. Потом были ещё выступления нагината на чемпионате России по кендо и других мероприятиях, но видимо время не пришло тогда, пока...
Дело было в начале августа. В Москве, в Парке им. Горького тогда проходил фестиваль японской культуры – J-Fest. Мы, будучи на тот момент ещё ронинами, в нём не участвовали. Зато туда впервые позвали нашу очень хорошую подругу (а теперь и семпая) из Санкт-Петербурга – Дашу Литуненко.
Позвали её для демонстрации атараси нагината. Даша тогда и сейчас – президент Ассоциации Нагината России. Мы не могли не воспользоваться такой возможностью и попросили Дашу задержаться на денёк. В то воскресенье мы сняли зал и позвали всех знакомых кендо-кенси. Было человек двадцать. Даша и её кохаи провели для нас ознакомительный семинар по атараси нагината (камае, шаги, кихон) и завершили иссю-дзиай (нагината vs. кендо). Вроде всем понравилось, а мы определились для себя – это огонь, это Фудо и Асура, это наше; записали программу, обсудили с Дашей и стали планировать как тренироваться и где раздобыть сиай-нагинаты.
Где-то через месяц мы открыли КАМИНАРИКАН додзё в небольшом зале на улице Нагатинская. Составили расписание и план тренировок. Месяц, а то и два, тренировали лишь асисабаки (то есть шаги). Потом, за неимением сиай-нагината (из-за габаритов сложно и дорого ввезти в страну) мы отрабатывали базовый кихон, субури и, опять же, асисабаки с черенками от лопат. Аня, Мак и я тогда занимались нагинатой лишь на энтузиазме. Устроив клубную поездку в Японию осенью 2018 года, мы с Аней привезли нагината снаряжение и сами заветные нагинаты. Привезли штук восемь. С этого момента, медленно, но верно, у нас всё пошло. И идёт до сих пор. Благодаря Каору сенсей (наш сихан), вдобавок к атараси-нагината мы ещё практикуем корю согубудзюцу – Тендо-рю. Помимо Каору-сенсей, мы тесно взаимодействуем с Кэти-сенсей из Федерации Нагината Нью-Йорка и ЕНФ.
Для всех тренирующихся у нас в додзё практика нагината и кендо тесно связаны. Конечно, как я ранее сказал, желающих помахать мечом больше (даже доверившись Google аналитике), и мы не заставляем всех заниматься и тем и другим, но мы всегда стараемся найти точки соприкосновения. Одна из них – это иссю-дзиай вместо гогаку-гейко. Или история. Или, как сказал мой один друг (в Израиле очень сильная нагината), нужно всегда пробовать разные будо, чтобы стать лучше в своём, поэтому для тех, кому интересен лишь путь меча, занятия нагинатой – это хороший способ переосмыслить себя на этом пути. Мы поощряем это, хотя разделяем скорее комплексный подход к будо. Например, Такано Сасабуро писал, что если есть возможность, то следует заняться дзюдо, ибо будь вы самым искусным фехтовальщиком, не зная основ борьбы, вы проиграете, когда дело дойдёт до кумиучи.
Синай кендо, как и атараси нагината – это гендай будо, которое уже определённое время как отошло от традиционных школ. Обе эти дисциплины уже даже не близки к довоенным. Если кендо проделало продолжительный путь преобразования от кендзюцу к синай-кендо достаточно открыто, про нагинату нельзя сказать то же самое. В период Тайсё и Сёва (до WWII) нагинатадзюцу активно продвигалось в учебных заведениях, поэтому было разработано нагинатадо, которое по сути было чем-то сродни гекикен в кендо, но только в нагината. Техники как в корю, но только в доспехах, и совершенно не унифицированные. В кендо этого уже не было с эпохи Мейдзи. Отсюда и название – новая нагината, не то что было раньше. А совершенно новое, с уклоном в спорт и ограниченными, обобщёнными техниками, как в современном кендо. Но есть одно отличие – в нагината остался рез, как с настоящим оружием с отходом назад, а не неестественный йосей, как в кендо. Помимо возможности использовать пять камае с двух сторон, попеременно сменяя их, а также удары по ногам, правильный рез и правильный дзансин дают понимание настоящего оружия и контроля себя и противника, которое для многих отсутствует в современном кендо. Нагината, в отличие от синая, не прощает огрехи в технике, так как это всё же длинное древковое оружие, есть чёткое хасудзи и сори, даже облегченной конструкцией сложнее “неправильно” пользоваться. Это всё делает нагината основным будо.
Физически, технически и ментально (я не говорю про Тендо-рю или нагинатадзюцу в целом) атараси-нагината намного сложнее кендо. Иногда в кендо я могу не потренироваться в полную силу, потом в другой раз сделать много тобикоми-мен, и у меня заболят ноги. Но это бывает иногда. В нагината же я не помню ни одной тренировки, после которой у меня не болела бы та или иная мышца на спине, ногах и т.д. Из-за особого “корюшного” камае, нужно учиться контролировать своё тело от макушки до кончиков пальцев. В кендо же я замечаю, что есть много зон, которые в принципе не работают, какие-то задействованы, если вы действительно вкладываетесь, а не ленитесь. Нагинатой стоит заняться хотя бы для того, чтобы лучше контролировать своё тело.
Восходящие резы, асибарай и некоторые виды цуки также запрещены, как и в кендо. Но дополнительная цель в виде двух суне-ате (с двух сторон каждого) и пять камае дают большую вариативность техник. Очень много связок техник с ударами вперёд-назад. Рензоку-вадза и постоянная атака – это то, чего не хватает кендо, где в основном все наносят удар и расходятся до следующего удара. Обучение даже этим ограниченным техникам занимает продолжительное время. Наверное поэтому в нагината всего пять данов, ибо очень много усилий нужно, чтобы достичь их. Субъективно (по уровню техники и пониманию происходящего) второй кю в нагината – это примерный уровень хорошего 2 дана в кендо. Ну и так далее.
Так как в нагината существенно меньше занимающихся по сравнению с кендо, то и спрос с них выше. Поэтому очень большое внимание уделяется этикету и образу мысли. На контрасте с достаточно вальяжным кендо это кажется слегка странным. Только потом осознаёшь, зачем. Лишь полное самообладание позволит правильно обращаться с таким сложным оружием, а это достигается через бесчисленное количество повторений даже таких простых вещей, как правильно сесть в сейдза. Я встречаю многих в кендо, для которых важно заработать очко, и эти многие на тех же соревнованиях порой позволяют переступить через синай. В нагината такого нет. Меч – это меч, и не важно, длинный или короткий, бамбуковый или настоящий.
В целом, эти три составляющие как и влекут, так и отпугивают. Нужно быть будо- санмай (будо-бака), чтобы это перетерпеть и следовать сугё (стремление отринуть все, кроме развития в будо), чтобы полюбить. Я не могу сказать, какое будо уходит на второй план, кендо или нагината. В плане тренировок у нас всё очень демократично. Три тренировки кендо, две тренировки нагината в неделю (мы же не японские студенты). Но любой нагината-кенси может прийти в кендо день и ему будут рады, также и наоборот. Своего рода круговорот инь и ян. В кендо чаще проходят мероприятия, поэтому чаще требуется использовать максимум времени для подготовки, в том числе и в ущерб нагината. От этого никуда не деться, если ты ограничен временем.
Атараси нагината мне кажется более комплексным и естественным будо, даже со всеми современными ограничениями и соревновательной составляющей. И пусть людей занимается меньше, но зато занимаются по-настоящему увлечённые. Сугё встречается гораздо чаще, чем в кендо.